Характерная черта гипсовой лепнины – это её хорошая пригодность к реставрации. Благодаря этому качеству не придётся менять все изделия заново даже при капитальном ремонте, а только провести восстановительные работы. Такой метод позволяет служить лепке многие десятилетия, придавая со временем изделиям ещё и историческую ценность.
Реставрация лепнины включает в себя комплекс работ по воссозданию внешнего вида объёмного декора, если годы эксплуатации "потрепали" изделия. Кардинальный ремонт требуется редко, обычно раз в несколько десятков лет. Даже при капитальном ремонте здания или квартиры гипсовым деталям бывает достаточно сделать «косметику». Сохранность элементов зависит в первую очередь от состояния дома в целом. Не было ли протечек воды, насколько устойчивы и неподвижны стены, стабильна ли влажность и температура в помещении. Эти факторы влияют как на все предметы интерьера, так и на объёмный декор в частности. Более простой косметический ремонт может осуществляться раз в десять лет. Практика показывает, что лепка из гипса выдерживает неоднократные реставрационные работы. Например, сейчас в Москве и Петербурге существует немало исторических зданий с сохранившейся оригинальной отделкой 19-ого и даже 18-ого веков, успешно пережившей неоднократные ремонты. Так же есть лепнина советского времени так называемый "сталинский ампир". Как же выполняются реставрационные мероприятия?
Перечень операций по реставрации лепнины из гипса
Реставрационные мероприятия начинаются в первую очередь в удалении наслоений старой краски и загрязнений с элементов изделий. Эта операция выполняется, как правило, ручным способом и называется расчисткой. Краска удаляется как механическим способом так и с помощью специальных химических растворителей, так называемой «смывки». Может быть применён метод «отпаривания», когда красочный слой с поверхности лепнины удаляется с помощью горячего пара. В случае небольшого количества краски от неё можно вообще не избавляться, а ограничится отшлифовкой поверхности там, где это необходимо. Вариант выбора оптимального способа ведения реставрационных работ определяется в результате осмотра декора. Если краски немного и визуально лепной рельеф не выглядит «замыленным», а рисунок достаточно выразительно читается, то принимается решение не снимать краску. Тем самым лепнина из гипса при её реставрации сберегается от ненужного воздействия и дополнительных утрат. Как говорится, главное - не навредить.
Обязательно надо проверить то, насколько крепко держится старые изделия лепнины на местах установки. Если элементы болтаются, отошли от поверхности, на которую они приклеены или есть эффект «бухтения» деталей при простукивании, то необходимо выполнить дополнительный крепёж. Детали, которые совсем плохо держатся, демонтируют и устанавливают заново, следя за тем, чтобы они точно встали на свои места. Особое внимание при реставрации лепного декора уделяют отсутствию перепадов на стыках между элементами, чтобы профилированная часть изделий и её узоров плавно переходили с одной части на другую. При монтаже используют гипсовый клей и оцинкованные или анодированные саморезы, которые не ржавеют. Если ставится задача полностью повторить аутентичность монтажа старинной лепки, то вместо саморезов применяют тот вид крепежа, который был использован первоначально. Это может быть медная проволока, гвозди или какие-либо металлические штифты. При использовании металла надо помнить обязательное правило по защите его от коррозии. Для этого все металлические части деталей, которые закладываются в гипс, предварительно обрабатывают нитрокраской или лаком. Если детали уверенно держаться, но «бухтят» при простукивании, выполняются операции по дополнительному закреплению таких элементов саморезами. Так же выполняются так называемые инъекции в тело изделий. Для этого делается ряд сквозных отверстий, чтобы они доходили до поверхности приклейки деталей. Через эти проходы закачивается необходимое количество клеящего гипсового состава, который заполняет пустоты и заново склеивает элементы с поверхностью установки.
Следующий этап работ реставрационных лепных работ заключается в восстановлении утрат. Здесь всё зависит от степени существующих потерь. Могут быть незначительные повреждения на поверхности карнизов, фризов, тяг и других деталей. Такие утраты восстанавливаются на месте вручную с помощью гипсового раствора. Если же повреждены большие куски декора, то их изготавливают заново в условиях мастерской и аккуратно монтируют на положенное место. Такое изготовление проводится несколькими возможными путями. Параллельно с восстановлением утрат проводятся работы по устранению трещин и мелких недочётов поверхности в виде небольших дырочек, так называемых «раковин» или каверн. Трещины в лепном элементе немного расширяют и углубляют, затем заполняют гипсовым раствором и отшлифовывают. Если утрачен большой кусок профилированной детали, например, карниза или молдинга без орнаментального декора, то такой элемент изготавливается при помощи шаблона методом протяжки. Если утраченная деталь имеет лепную, скульптурную, орнаментальную форму, то в-первую очередь нужно найти сохранившийся аналог такого элемента. Такую форму «расчищают», полностью реставрируют и изготавливают с него силиконовый или гипсовый слепок. По этой матрице выполняют отливку в гипсе и устанавливают взамен утраченной.
Существует ещё один, более существенный, так сказать, кардинальный способ по восстановлению утрат, который так же относится к категории реставрационных лепных работ. Он называется воссоздание и применяется, когда элементы гипсового декора утеряны, разрушены полностью, и аналоги с которых можно изготовить форму так же отсутствуют. При воссоздании лепнины она изготавливается заново с прохождением всех этапов работ. Сначала чертёж или рисунок, затем лепка скульптурной модели в пластилине или глине. После этого идёт изготовление слепков с последующей отливкой в гипсе и установкой готовых фрагментов на своё место.
Конечно, по окончанию всех рассмотренных выше этапов реставрационных мероприятий, нужно сделать окончательную проверку на качество выполненных работ. Проверяют надёжность крепления деталей («бухтение» должно отсутствовать). Должны быть устранены все трещины в изделиях, перепады между стыками элементов. В целом упор делается на визуальном осмотре полученного результата. Критерии качества зависят, конечно, из изначального состояния сохранности лепнины. Проверку проводят с использованием дополнительной искусственной подсветки, для выявления всех основные недочётов. По результатам осмотра составляется акт и выполняется устранение недостатков.
Далее выполняется покраска и это финишный этап реставрации декора. Его выполняют маляры, если окрас простой, в один цвет, или художники-декораторы, если требуется решить более сложные задачи. Это применение декоративных художественных приёмов, например, золочения, росписи, патинирования и тому подобное. Надо понимать, что чётко попасть в цвет старой, сохранившейся на лепнине краски невозможно. Новый покрасочный слой немного, но всегда будет отличаться по цвету или тону от выполненного ранее. Даже если мы знаем точный номер колера, который производилась покраска несколько лет назад, новый слой не воспроизведёт со сто процентным попаданием старую цветовую гамму. Со временем цвет выцветает, блекнет. В целом это может быть не заметно глазу, но при близком сравнении старого и нового красочного слоя мы увидим разницу. Поэтому после окончания ремонтно-реставрационных работ объёмного декора последующая покраска выполняется, как правило, по всей поверхности деталей.
© Лепная мастерская Артлепка
ИП Борин Михаил Юрьевич
ИНН 772603108900
ОГРН 314774629601662
Все права защищены
Разработка сайта: Вебмастерская НатрийХлор